Инструменты Inkscape: кривые Безье

Поделиться

В этом уроке мы потренируемся работать с очень полезным инструментом- кривыми Безье. Пожалуй, это самый главный инструмент. Одного его достаточно для создания работы любой сложности.

Изучаем кривые Безье (Pen tool) в Inkscape

Инструмент Рисовать кривые Безье и прямые линии ( shift+F6 или B в версии начиная с 1.0) один из тех инструментов, который позволяет создавать объекты любой формы с максимальной точностью. Владение этим инструментом в совершенстве — залог успешной работы в любом графическом редакторе. Inkscape в этом смысле не исключение.

Инструмент Рисовать кривые Безье и прямые линии находим слева на панели инструментов (рис. ниже)

инструмент кривые Безье в inkscape

Выбираем мышкой данный инструмент и сверху, на панели свойств инструмента, мы увидим настройки (рис. ниже)

режимы кривых в inkscape

Доступны четыре режима работы инструмента:

  1. Создать обычную кривую Безье
  2. Создать кривую Спиро
  3. Создать кривую Bspline
  4. Создать последовательность прямых отрезков
  5. Создать последовательность параксиальных отрезков

Режимы работы

Первые три режима используются чаще всего. Итак, первый режим режим создать обычную кривую Безье. Выбираем наш инструмент Pen Tool, далее выбираем режим 1 и выполняем следующие действия:

  1. кликаем мышкой в произвольном месте документа. Это будет начальная точка (узел) кривой;
  2. перемещаем указатель в конечную точку и, нажав левую кнопку мыши, перемещаем мышь, изменяя кривизну линии. После того как придали кривой нужную форму отпускаем кнопку. Мы получили первый сегмент кривой.
  3. Продолжаем выполнять п. 1-2 для создания нужного количества сегментов.
  4. Если мы вернулись в начальную точку, то после нажатия кнопки мыши кривая будет создана, если мы завершаем кривую в произвольной точке, то необходимо сделать двойной клик левой кнопкой мыши.

Получилась вот такая кривая (рис. ниже)

кривая Безье в inkscape

Чтобы получить доступ к редактированию узлов и рычагов кривой выбираем инструмент изменить узлы контура или рычаги узлов N

редактирование узлов

После этого кликаем по нашей кривой и наблюдаем следующую картину:

кривая Безье в inkscape

Цифрами 1 и 2 обозначены узлы, из узлов выходят рычаги данного узла.

«Зацепившись» мышкой за конец рычага, мы получаем возможность изменять кривизну сегмента: делается это изменением положения рычага и изменением его длины.

При работе с кривыми Безье в Inkscape можно использовать Ctrl и Shift.

Если в процессе работы с кривой зажать Shift, то мы получим острый угол  с вершиной в текущем узле. Если зажать Ctrl, то касательная к кривой будет поворачиваться с шагом ровно в 15 градусов. Их совместное нажатие приводит к эффектам, указанным выше.

Посмотрите небольшое видео о работе с кривыми


play-sharp-fill

Второй режим создать кривую Спиро (Spiro Spline). В этом режиме все узлы соединяются гладкой линией, которая определяется положением узлов. Изначально этот механизм был придуман для создания шрифтов.

Третий режим создать кривую Bspline. Как и сплайн Безье, кривые В spline создаются аппроксимацией контрольных точек. Имеется пара преимуществ перед Безье. В нашем случае, а мы всего лишь рисуем, погружаться в математические особенности каждого из механизмов не стоит. Просто порисуйте в каждом режиме.

Последние два режима легко заменяются одним первым (создать кривую Безье) с использованием shift и ctrl.

Настройки узлов

Давайте подробно рассмотрим панель работы с узлами. Если присмотреться к рисунку выше, то можно заметить что узел 1 отмечен ромбиком, узел 2 квадратиком. Это не случайно: узлы в Inkscape могут быть симметричными (узел 2) и не симметричными — острыми (узел 2). Настройки узла появляются при выборе инструмента изменить узлы контура или рычаги узлов N:

панель узлов
  1. Позволяет добавить узел между существующими двумя любыми ближайшими (эти узлы нужно выделить, кликнув по сегменту между ними);
  2. Позволяет удалить выбранный узел;
  3. Позволяет объединить два выделенных ближайших узла в один;
  4. Позволяет разбить выделенный узел на два, кривая при этом разрывается;
  5. Позволяет, выделив два оконечных узла двух кривых, соединить их прямым сегментом;
  6. Позволяет отрезать один сегмент от кривой, при условии если ни один из узлов не является конечным;
  7. Позволяет сделать выбранный узел острым;
  8. Позволяет сделать выбранный узел сглаженным, но не симметричным;
  9. Позволяет сделать выбранный узел сглаженным и симметричным (длины рычагов одинаковые);
  10. Позволяет сделать узел автоматически сглаженным (один из рычагов будет лежать на самой кривой);
  11. Позволяет выпрямить сегмент;
  12. Позволяет сделать сегмент кривым, добавив два одинаковых рычага в узлы;
  13. Оконтуривание объекта;
  14. Оконтуривание обводки;

Инструмент идеален для отрисовки изображений, которые сделаны на бумаге. Если вам удобно, то сначала можно нарисовать на бумаге набросок, затем отсканировать его и импортировать в документ. Создав слой над наброском, можно с помощью этого инструмента обвести рисунок и продолжить работу уже в векторе. Ну вот так, например,- рисуем голову лягушки из мультика:

рисунок головы лягушонка

и, с помощью инструмента кривые Безье, рисуем лягушонка

рисунок головы лягушонка

Все режимы поддерживают различную форму, которую можно выбрать из списка «Форма» (рис. ниже)

форма кривой inkscape

Доступные формы:

  • угасание позволяет рисовать линию с уменьшающейся толщиной,
  • нарастание с увеличивающейся толщиной,
  • эллипс позволяет рисовать линию, которая сначала нарастает, а в конце затухает. Это позволяет придать линиям более художественную форму
  • из буфера обмена- если предварительно нарисовать произвольный контур и скопировать его в буфер, то выбор этой формы позволит нарисовать контур с использованием контура из буфера. Это отличный способ создавать кисти
  • изгиб из буфера обмена- ?, правда не понял
  • последняя применённая- применяется та форма из выше перечисленных, которая использовалась последней

Подводя итог, кривые Безье в Inkscape  инструмент настолько важный, что владение им залог успеха в создании изображений.

Поделиться